Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида города Ржева Тверской области

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Транспорт»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе  на тему: «Транспорт»

Цель: Формирование знаний о транспорте, его видах и назначении.

Задачи:

1. Обогащение и расширение лексического запаса по теме: «Транспорт»

2. Развитие диалогической речи.

3. Развитие грамматического строя.

4.Развитие связной речи.

5. Развитие ВПФ, мелкой моторики.

6. Формирование умения работать в коллективе

Оборудование: Предметные картинки: «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», Водный транспорт», «Специальные машины», магнитофон, аудиозапись звуков транспорта, дидактическое пособие «Транспорт», игрушечные модели транспорта, (автобус, грузовик, скорая, пожарная, полицейская, поезд, корабль, самолет), наборы пуговиц для каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Л.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Чтобы настроение перед занятием улучшилось, давайте улыбнемся друг другу.

 

2.. Сообщение темы занятия

Л.: Ребята, послушайте, до нас доносятся какие-то звуки. (Логопед дает послушать детям звуки транспорта). — Что же это за звуки? Откуда они раздаются? (Если дети не могут узнать звук, логопед помогает догадаться наводящими вопросами).

Д.: Это едет поезд, машина, летит самолет, гудит корабль.

Л.: Верно, эти звуки издает разный транспорт. Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня разговаривать?

Д.: О транспорте!

Л.: Верно!

 

3. Изучение нового материала

Логопед представляет вниманию детей  картинки с изображением различного транспорта,  размещает их на магнитной доске, сопровождая чтением стихотворений. 

 Поезд

Слышен гром издалека,

Тучек в небе нет пока.

Это, разгоняя пух,

Поезд мчится: «Чух-чух-чух».

Е. Горбовская

Автобус

Автобус — на колесах дом,

Сто пассажиров едет в нем.

Такси

Куда угодно — только попроси —

В два счета отвезет тебя такси!

Трактор

Трудится трактор с утра до заката:

В поле так много работы, ребята!

Грузовик

Грузовик возить умеет грузы:

Хлеб зимой, а осенью арбузы.

Пожарная машина

Пожарным на пути запретов нет:

Для них всегда горит зеленый свет.

Полицейская машина

Если с людьми приключилась беда,

полицейские сразу приедут туда!

Скорая помощь

Скорая помощь по улицам мчится,

Чтобы больного доставить в больницу.

Самолет

В небе, как птица, летит самолет,

Им управляет отважный пилот

Вертолет

Вертолет похож на стрекозу,

пассажиры ждут его внизу.

Стихи О. Кузнецовой

Корабль

Я читал сегодня книгу

Про большие корабли,

Как плывут они по морю,

Словно белые киты.

Г. Кротеев

Л.: Ребята, вы заметили, что транспорт может передвигаться по земле, воде и воздуху.

Д.: Да, заметили.

Л.: Назовите транспорт, который передвигается по земле.

Дети перечисляют.

Л.: Ребята, как вы думаете, как называется транспорт, который передвигается по земле?

Д.: Дети называют свои варианты, в ходе дискуссии находят правильный вариант — наземный транспорт. Если не могут догадаться, логопед помогает с помощью наводящих вопросов.

Аналогично с водным и воздушным транспортом.

 

4. Упражнения на координацию речи с движением

Л.: Ребята, вы не хотите прокатиться?

Д.: Хотим

1. Шофер

Сидим с шофером рядом, би-би-би-би-би-би,

Помочь шоферу надо, би-би-би-би-би-би,

Машинам всем и людям, би-би-би- би-би-би,

Сигналить громко будем: би-би-би- би-би-би.

Дети сидят на стульчиках, имитируя езду на машине, крутят руль, сигналят, ритмично повторяют слова песенки.

2. Паровозик

Паровозик, чух-чух-чух, Поезд мчится во весь дух (2 раза)

Чух-чух, чух-чух,

А колесики стучат,

Тук-тук говорят (2раза)

Тук-тук

Автор песенок — инсценировок Е. Железнова

Дети бегут по кругу друг за другом, имитируя езду поезда с вагонами, ритмично произносят слова песенки. Во время имитации стука колес поезда, дети ставят кулачок на кулачок и отстукивают заданный ритмический рисунок.

 

5. Закрепление изученного материала

Л.: Ребята, давайте поиграем! (Логопед знакомит детей с игровым дидактическим пособием «Транспорт», которое включает в себя макет среды передвижения транспорта (воду, воздух, асфальтную дорогу и железнодорожные пути), а также  игрушечные модели транспорта, (автобус, грузовик, скорая, пожарная, полицейская машины, поезд, корабль, самолет). На макете изображены ситуации, с участием транспорта (пожар, авария, больница, остановка, стройка).

Детям раздаются  игрушки транспорта.

Л.: Ребята, посмотрите, вот идет стройка. Какой транспорт привезет кирпичи?

Д.: Грузовик. (Ребенок размещает грузовик около стройки).

Л.: Для чего нужен грузовик?

Д.: Чтобы перевозить разные грузы?

Л.: Какие грузы еще может перевозить грузовик?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Л.: Какой транспорт летает по воздуху?

Д.: Самолет! (Ребенок размещает самолет в нужное место)

Л.: Для чего нужен самолет?

Д.: Чтобы быстро добраться из одного города или страны в другие места. Чтобы перевозить грузы.

Л.: Ребята, вот остановка. Какой транспорт  здесь останавливается?

Д.: Автобус (Ребенок  размещает автобус у остановки).

Л.: Для чего нужен автобус?

Д.: Перевозить пассажиров.

Л.: Ребята, а здесь пожар! Какой транспорт прибудет на помощь?

Д.: Пожарная машина. Она поможет потушить пожар.

Л.:  В  пожаре пострадали люди, у них ожоги. Как вы думаете, куда их нужно доставить?

Д.: В больницу.

Л.: Какой транспорт это может сделать?

Д.: Скорая помощь.

 

ЛОГОПЕД МОДЕЛИРУЕТ СИТУАЦИЮ АВАРИИ.

Л.: Ребята, посмотрите, авария, столкнулись автобус и грузовик.

Какой транспорт должен прибыть к месту аварии?

Д. Скорая помощь, т.к. могут быть пострадавшие, и их нужно доставить в больницу,  пожарная машина, потому что может возникнуть пожар.

Л.: Какой автомобиль еще может прибыть на место аварии?

Д.: полицейская машина.

Л.: Почему?

Д.: Полиция следит за порядком.

Л.: Ребята, скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина – это специальный транспорт.

 

Л.: А какой  транспорт  передвигается по железной дороге?

Д.: Поезд

Л.: Как вы думаете, поезд – это пассажирский транспорт или грузовой?

Д.: Поезда могут быть и грузовыми и пассажирскими.

 

Л.: Ребята, среди нашего транспорта, какой относится к наземному?

Д.: Грузовик, поезд, автобус, машина скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина.

Л.: Что относится к водному транспорту?

Д.: Корабль.

Л.: А самолет,  к какому транспорту мы отнесем?

Д.: К воздушному.

 

Л.: Ребята, посмотрите, перед вами грузовик, автобус, поезд и корабль. Как вы думаете, какой транспорт лишний и почему?

Д.: Лишний корабль, потому что это водный транспорт, а грузовик, автобус и поезд — наземный.

Аналогично с вариантом:

Скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, автобус.

 

 

6. Упражнение на развитие мелкой моторики

Л.: Ребята, посмотрите, я выложила из пуговиц машину, а вы попробуйте выложить транспорт, который вам больше всего нравится.

Дети выкладывают.

Л.: А теперь назовите транспорт друг друга и подумайте, какой он, наземный воздушный или водный?

Дети называют.

 

7.Упражнение на развитие связной речи.

Л.: Ребята, я буду описывать транспорт, но называть его не буду, а вы попробуйте догадаться, о каком транспорте я говорю!

Это наземный транспорт, он может перевозить в вагонах людей и грузы. Этот транспорт может ехать только по железной дороге.

Д.: Поезд

Л.: Верно! Теперь вы попробуйте описать транспорт, а остальные ребята постараются его угадать.

Дети описывают и угадывают транспорт.

 

8. Итог занятия

Л.: Ребята, о чем мы говорили на занятии?

Д.: О транспорте.

Л.: Давайте вспомним, каким бывает транспорт? Назовите виды транспорта и приведите примеры.

Дети отвечают.

Л: Молодцы, ребята.

 

Логопед оценивает работу  каждого ребенка.

 Дети получают за хорошую работу наклейки с разными видами транспорта. 

26 мая 2017 в 10:49

Прикреплённые файлы: