Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида города Ржева Тверской области

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: « Звуки [д – дь]. Буква «Д».

 Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

 Тема: « Звуки [д – дь]. Буква «Д».

 Цель:  дифференциация звуков  [д] и [д'].  Запоминание графического изображения буквы Д.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

-учить детей давать сравнительную характеристику звуков [д] и [д'];

- учить детей дифференцировать звуки [д] и [д'] в слогах, словах;

-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

-учить детей правильно употреблять предлоги «под», «над», «из-под»;

-учить детей подбирать родственные слова;

-учить выполнять звуковой анализ слов, содержащих звук [д];

-тренировка в запоминании графического изображения буквы Д.

Коррекционно-развивающие

-развитие артикуляционной и мелкой моторики;

-развитие координации речи с движением;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-развитие навыка контроля и самоконтроля;

-развитие памяти, внимания, мышления;

Коррекционно-воспитательные :

-воспитание усидчивости, внимания;

-обогащение эмоциональной сферы.

Оборудование:

 индивидуальные  зеркала,  карточки для игры в « крестики-нолики», простые карандаши, символы твердых и мягких согласных (синие и зеленые «светофорчики») на каждого ребенка, наборы для составления звуковых схем на каждого ребенка, компьютерная презентация к занятию, компьютер и проектор, материалы для складывания букв( полоски цветной бумаги, цветные ленточки и нитки, кубики, счетные палочки, трубочки для коктейля, цветные крышки от пластмассовых бутылок, «деревянные  косточки» от  счет, крупные бусины, детали конструктора LEGO ).

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Дети входят в зал, встают полукругом.

Логопед: «  У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, ребята».

Логопед: « Встаньте, дети, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг. Взялись за руки друзья, улыбнулась детвора». «Настроение отличное?» -«Да».

2.Водная часть

Логопед: «Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте его прочитаем.

 Чтение письма: «Здравствуйте, дорогие ребята. Мы знаем, что вы играете в разные игры со звуками. Мы тоже хотим поиграть с вами.  Спешим к вам в гости. Ваши сказочные друзья».

 Логопед : «Интересно кто бы это мог быть? Мы с вами гостеприимные? (  да).

Давайте пригласим друзей.»

А)  (Упражнение на развитие мелкой моторики).

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук  делают

«крышу».

 Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями

к груди, средние пальцы

соприкасаются

  Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются

параллельно друг другу.

 В дом гостей мы приглашаем. Делаем «приглашающее»

движение руками.

руками.

Ребята, проходите на свои места.

Смотрите, а вот и первый гость (слайд 1) . Кто это? Обезьянка. Ее зовут Дуся.

 Б) Артикуляционная гимнастика

 Логопед : «Обезьянка Дуся очень любит смотреть в зеркало и играть с язычком. Она предлагает вам выполнить несколько упражнений.»

Возьмите зеркала

Улыбка Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

Дудочка Губки каждый пусть сожмёт

И потянет их вперёд.

Получилась дудочка,

Дудочка – погудочка.

Бегемотики 

 а теперь мы бегемотики - шире открывайте ротики

Вкусный мед 

 Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

 Качели. Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

Лошадка Что за цокот раздаётся?

То лошадка к нам несётся.

На лошадку мы глядим,

Так же цокать все хотим.

 Дятел. Дятел на сосне сидит.

Клювом дерево долбит.

Он найдёт, наверняка,

И жука, и червяка:

Д – Д – Д – Д – Д

Молодцы, ребята, отлично получается!…

3. Подведение к теме занятия и ее формулирование.

 Логопед: «Ребята, Дуся очень любит загадывать загадки, а мы умеем  их отгадывать? (конечно). Давайте попробуем».

Кто приходит, кто уходит- все ее за ручку водят (дверь).

Из трубы вьется, в руки не дается (дым)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

(Слайд 2)

(Произношу еще раз слова- отгадки, выделяя первый звук)

---Ребята, одинаковый звук мы услышали в начале всех слов ( нет, в словах дым, дверь мы слышим зв.[ д], в слове дерево мы слышим звук[ дь])

Вы  догадались с какими звуками будут все наши игры? (со зв.[д] и [дь]).

4.Сравнительная характеристика звуков.

Дайте характеристику зв. [ д]- ( согл.,тв., зв.)

Дайте характеристику зв.[ дь]- (согл., мягкий,зв.)

Чем отличается звуки [д] и  [ д,] ?- ( звук [д,] мягкий).

5.Различение на слух звуков [д] и [д,] в слогах и словах.

Посмотрите, а вот и следующий гость. Кто это? ( Динозаврик Дино).

(слайд 3)

Он предлагает поиграть в игру:  «Светофорчики»

Помните правило: если слышите слог  с твердым согласным ,поднимаете  синий кружок, если слышите слог с мягким согласным-поднимаете зеленый.

Да, дя, ду, дю, ди, ды, до, дЁ ,де, да и тд……

Молодцы!

Дино  хочет научить вас играть в «Крестики-нолики» (слайд 4)

Возьмите листочки-это игровое поле. Я буду произносить слова, если в слове есть звук[д],  вы в клеточку рисуете крестик, если в слове звук [д, ]-вы рисуете нолик.

Слова:  дом, дым, диван, вода, дерево, дыня, дело, здание.

Следующая игра « Скажи на оборот»

Если я говорю слог с твердым звуком, вы возвращаете мне слог с мягким звуком, если говорю с мягким звуком вы возвращаете с твердым. Будьте внимательны.

ДА  - (ДЯ ) ДЫ  -  (ДИ) ДЮ – (ДУ)

ДО  -  (ДЁ) ДЕ  - (ДЭ) ДЯ -  (ДА)

Молодцы! Отлично! Не устали? Давайте отдохнем.

(Дети встают со стульчиков)

6. Физкультминутка

Упражнение на координацию речи с движением

«Наступили холода»

ДА, ДА,  ДА  руки согнуты в локтях, ладошками от себя,

  сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог

Наступили холода хлопаем в ладошки на каждый  слог, выделяя ударный

ДА, ДА ,ДА сжимаем  пальчики в кулачки на каждый слог

Превратилась в лед вода хлопаем в ладошки на каждый  слог, выделяя ударный

ДУ, ДУ, ДУ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог

Поскользнусь я на льду хлопаем в ладошки на каждый  слог, выделяя ударный

ДУ, ДУ, ДУ сжимаем пальчики в кулачки  на каждый слог 

Я на лыжах иду  хлопаем в ладошки на каждый  слог, выделяя ударный

ДЫ, ДЫ, ДЫ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог

На снегу есть следы хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный

ДИ, ДИ,ДИ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог

Ну, заяц, погоди хлопаем в ладошки на каждый  слог, выделяя ударный

(Дети присаживаются  на свои места)

7.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Логопед: «Посмотрите , а вот еще один гость, очень маленькая девочка. Знаете, кто она? (Дюймовочка)». ( слайд5)

Она предлагает поиграть в игру «Назови  ласково»

 день—денёк дым—дымок

дождь—дождик холод—холодок друг—дружок

дети—детки дым—дымок

 дом—домик 

8.Звуковой анализ

Логопед: «Давайте научим Дюймовочку  составлять звуковые схемы. Предлагаю составить схему слова «домик». Пусть Дюймовочка попробует вместе с нами.»

Работа со звуковой схемой ( на слайде неправильная схема, дети должны заметить ошибку,). (Слайды 6 и 7).

9.Подбор родственных слов.

Логопед: «Посмотрите, к нам спешит гость. Это домовенок».( слайд 8)  «Ребята, а кто такой домовой?»(дети отвечают). «Домовенок очень любит свой дом.

Он предлагает подобрать родственные слова к слову дом. (домик, домишко, домище, домашний, домосед ), а слово домовой будет родственным словом?» (Да).

10. Работа над предложением

Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД:

Логопед : «Домовенок хочет с вами поиграть и вас  запутать. Но вы слушайте внимательно и, если нужно, исправляйте.

Игра «Небылицы»

Автобус лежит под водителем – Водитель лежит под автобусом.

Над самолетом  летит лес — Над лесом летит самолет.

Мост проезжает под поездом —- Поезд  проезжает под мостом.

Диван выглядывает из-под кошки-Кошка выглядывает из-под дивана/

Клубок закатился над диван- Клубок закатился под диван.

11.Закрепление графического изображения буквы Д.

 Звуки Д, Дь на письме обозначаются буквой Д. Внимание на экран.(Слайд 9). 

Хотите сами выложить букву?

Вы можете выложить ее из любого материала.

 Предлагаю девочкам занять стол у окна, а мальчикам – у стены.

(Пока дети складывают буквы, включить спокойную музыку).

Какие замечательные буквы у вас получились.

12. Итог занятия.

( Слайд 10)

Логопед: « Ребята,  внимание на экран. НАШИ СКАЗОЧНЫЕ друзья были очень рады поиграть с вами в игры со звуками, но пришло время прощаться. Они  говорят до свидания, до новых  встреч!»

А что понравилось вам ?

 

26 мая 2017 в 10:46